Пишу реферат про секты. Вот первое, что вылезло по моему запросу. Не думаю, что здесь вы узнаете много нового, но хотя бы немного систематизируете свои знания по этому вопросу
СЕКТЫ
Согласно толковому словарю русского языка, слово «секта» имеет два значения: во-первых, это религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; и во-вторых, в переносном смысле, это группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (такое определение носит неодобрительный характер). В общем, так или иначе, но секты бывают не только религиозные. Тематика их может быть любой – от псевдонаучной до фашистской. А вот общее у всех сект практически одно – строгий авторитарный режим, который отнимает у человека свободу и полностью отрезает пути назад, предлагая взамен некий эрзац жизни. И человек перестает быть личностью, забывает всех друзей и близких, жертвует секте все свое имущество, и тому подобное.
Самое интересное, что членам секты, коль уж они туда попали, все это не кажется таким плохим: мол, им хорошо, и в чем проблема? С жалобами на то, что человек попал в секту, как правило, обращаются его друзья и родственники. И все спрашивают: как вытащить человека из этого болота? Чтобы ответить, вначале необходимо разобраться как в структуре и задачах самой секты, так и в мотивации тех, кто приходит в нее.
Руководители сект – «учителя», «гуру» и т.п. – часто считаются людьми с больной психикой. Так конечно, проще всего – в том числе и самим гуру: какой спрос с больного? Однако в большинстве случаев это люди вовсе не «чокнутые» (порой они действительно находятся в некотором «пограничном» состоянии, но при этом способны оценивать свои действия адекватно). Также лидеры сект – люди достаточно талантливые, но в то же время из-за своих нестандартных подходов к действительности у них нет возможности реализоваться в реальном мире. Поэтому они и создают секту – некий особый мир, учитывающий в первую очередь именно его специфические потребности и взгляды. Иными словами, потенциальные «Великие гуру» страдают одновременно комплексами и неполноценности, и сверхполноценности. С одной стороны, он ценит себя выше всех прочих, но с другой стороны, нуждается в постоянном подтверждении свой значимости (лучше всего. чтобы его окружали люди, постоянно возносящие ему хвалу). Причем степень оценки своего величия может быть разной: от установки «Я Господь Бог» (что больше характерно для людей, близких к психическому расстройству) до идей, весьма напоминающих научные (это удается людям, которые еще не сильно дезадаптированы, имеют, как правило, высшее образование, сохранили логику и самоконтроль). И рациональное зерно в псевдонаучной идее как раз и притягивает многих «адептов». А уже дело «учителя» – вокруг этого зерна навешать всякую отвлекающую шелуху. Причем, если идея становится популярной и секта обрастает «филиалами», лидер, как правило, не сильно возражает – только лишь следит, чтобы шустрые заместители не заняли его первое место. Иные руководители сект ездят по своим филиалам, приходят на встречи и на всякий случай разносят там все в пух и прах (просто чтобы его боялись). И одно из условий существования любого подобного филиала – непременная связь с материнской организацией, подчинение, зависимость и работа на нее.
Но при этом подавляющее большинство лидеров сект сами по себе – искренние бессребренники. Им нужны не столько деньги, сколько постоянное поклонение. Но если есть люди, готовые жертвовать (почему возникает такая готовность – мы поговорим чуть ниже), то значит, найдутся и те, кто будет эти пожертвования прибирать к рукам (если самому руководителю они не нужны). Эти люди и составляют «второй ярус» в строгой иерархии любой секты. Это могут быть и близкие родственники Учителя, и наиболее способные ученики. И они как раз чуть ли не больше предводителя заинтересованы в том, чтобы секта пополнялась людьми, готовыми снять с себя последнее… Как правило, такие помощники – люди сугубо практичные. Их задача – карать отступников, поддерживать в остальных определенный уровень страха перед лидером и в итоге – обеспечивать благо секты (прежде всего ради своей выгоды).
При кажущейся легкости приема в секту стать ее «действительным членом» непросто: кандидатский срок иногда почище, чем в бывшей КПСС. Вновь поступающих помощники проверяют неоднократно, и мотивация такова: «вы на нас поработайте, а мы на вас посмотрим – достойны ли вы…» И те, кто не выдерживает испытания, уходят сами – таким образом и решается проблема случайных людей, еще не готовых ради пребывания в секте отдать все, что можно, или от тех, кто склонен «слишком много думать». Девиз любой секты по отношению к рядовым членам - «в рассужденье корень зла». Прихожане должны только безгранично верить в речи гуру, и ни в коем – это проверка унижением. Если ты сумел продержаться несколько месяцев на положении «омеги» и все равно не ушел – значит, и дальше позволишь собой манипулировать. Как говорится такие люди нам и нужны…
Вот теперь давайте разберемся – что это за люди? Ради чего они готовы пройти через такие испытания? Как правило, секта подбирает всех униженных, слабых, беспомощных и гонимых. Причем не обязательно бедных материально: главное – психологическая забитость и неоцененность. При этом у человека могут быть и солидные средства (кстати, высший шик для любой секты – заманить к себе богатого). Потенциальные сектанты желают всего лишь избавиться от угнетенного положения в жизни, хотят, чтобы окружающие с ними считались. А в секте им обещают тепло, понимание, поддержку «братьев и сестер». Конечно, чаще всего этого они не получают. Вернее, получают только иллюзию. Но порой и иллюзии бывает достаточно, чтобы человек попал в зависимость… И если только в каком-то ограниченном социуме человек ощущает, что его понимают, любят и поддерживают, то в конце концов вся его жизнь ограничивается этим социумом. Теперь человек и работать, и отдыхать будет в этой группе и пару себе искать тут же, а если найдет кого на стороне – то в эту же группу и приведет.
Часто зависимость от секты сравнивают с наркоманией. Да, эти явления довольно похожи, в частности, главной задачей – отключиться от неприятной действительности. Кстати, с этой целью во многих сектах в те или иные ритуалы входит употребление наркотических веществ (чаще всего галлюциногенов). Условия формирования наркоманов и сектантов тоже примерно одинаковы. Но есть и существенная разница – секта страшнее наркомании тем, что от этой зависимости нельзя избавить фармакологическими препаратами. И поэтому даже из наркотической зависимости вытащить человека проще, чем из секты. А главное отличие в том, что наркоманами и сектантами становятся в принципе разные личности. Наркоманы, как правило, считают себя лучше всех, и уходом в наркотики хотят показать: мол, я считаю ваш мир недостойным себя! И главное – любой наркоман хотя бы декларирует, что хочет быть независимым и не хочет никому подчиняться. (особенно в начале формирования зависимости). А сектанты – это люди, которые всеми силами стремятся, извините, сбиться в стадо. Они в глубине души считают себя хуже всех, уверены, что сами они в жизни не добьются ничего, и им обязательно нужен сильный руководитель. Иными словами – это овечки, дрожащие от страха, которым срочно требуется пастух. Такого пастуха они находят в секте. И готовы идти за ним куда угодно.
Будущих сектантов во время испытательного срока активно убеждают: мы дадим тебе любовь и понимание, избавим от заботы о завтрашнем дне, предоставим возможность участвовать в большом добром деле... Таким образом, в секту попадают люди, которым всего этого не хватает в жизни. Но беда в том, что в реальности они получают совсем другое: принуждение, подчинение, жесткую авторитарную дисциплину, принцип «отнять и поделить» и незыблемую иерархию. А изгои в жизни, к сожалению, остаются изгоями и в секте…
Вообще основной признак секты – увещевания типа: «лучший мир здесь, у нас, и кто не с нами – те наши враги. Поэтому, если ты приходишь к нам – оставь все свои привязанности, всех своих близких – теперь они твои недруги». Но ведь это не что иное, как разновидность насилия, давления, принуждения: отдай нам все, потому что тебе это больше не понадобится, отрекись от всего – тогда ты от нас никуда не денешься! И действительно, если человек не ушел сам после «испытательного срока», если его сочли достойным – иными словами, на него можно давить и с него можно получить, - тогда его не отпустят просто так. Кроме того, люди, которые знают действительную кухню секты, да еще и выработавшие критическое отношение к ней, становятся опасными… И открытые угрозы тому, кто собирался уйти –еще не самое страшное. Гораздо страшнее то, что в секте намеренно создается откровенно дезадаптирующий микроклимат – с тем, чтобы человек, выйдя за границы «братства», просто не смог существовать в других условиях. Именно поэтому для попавшего в секту все тут о ней написанное – клевета (да он сам боится избавиться от своих иллюзий, потому что ему страшно оказаться вне секты). И совать подобную книжку вашему близкому родственнику с тем, чтобы агитировать его против секты – бесполезно.
Бороться с сектами правовыми методами очень сложно. Во-первых, руководитель всегда может прикинуться невменяемым, а во-вторых, его помощники, как правило, очень ловко оперируют лазейками в несовершенном законодательстве. Поэтому гораздо проще удержать человека заранее, прежде, чем он попадет в сильную зависимость от секты – потому что происходит это не сразу.
Лучший способ профилактики – дать человеку почувствовать в жизни собственную значимость и уважение окружающих. Секты не столь активно приживаются в цивилизованных странах именно потому, что там «человеческий фактор» учитывается не только на словах. Скажем, в Швеции обыкновенный городской автобус на остановке «приседает», если в него входит пожилой человек или инвалид. А у нас «малообеспеченные слои населения» (вы только вдумайтесь – не отдельные личности, а целые слои!) брошены на произвол судьбы, и им ничего другого часто не остается, как искать защиту во всяких «братствах» и им подобных организациях.
Если вы заметили, что вашего близкого человека окружают подозрительные люди, если у него появилась литература определенного толка – это повод для открытой беседы. В то же время не давите на него (может, именно от вашего давления он бежит в секту?) Дайте ему понять, что он дорог вам, что вы готовы прислушаться к его мнению; покажите ему, что он что-то значит в жизни – в том числе и в ваших глазах.
Кстати, некоторые, слыша такие рекомендации, спрашивают: «А как это показать?» Ну вот вам и ответ, почему у нас так популярны секты: мы не знаем, как надо уважать человека! Прежде всего - не надо ставить никого, даже ребенка, в семье в положение последнего, самого униженного члена коллектива. Причем к этому может привести и чрезмерная опека, а не только откровенное пренебрежение. Вообще любое морально-психологическое давление способно подтолкнуть человека к секте.
Часто в секту уходят те, кому в жизни и особенно в семье просто не дают права на ошибку. Человек, который боится «поступить не так» и к тому же привык к постоянному давлению, в любой секте с ее авторитарной структурой будет чувствовать себя намного комфортнее, чем в реальности. Поэтому не ругайте ваших близких за малейшую провинность – последствия такого «воспитания» не столь безобидны, как кажется.
Самое элементарное: будьте вежливы, и в частности, со своими близкими. Кстати, в секте, как правило, принято вежливое обращение. Так неужели вы не можете сделать то же самое в противовес? Старое изречение «ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» совершенно зря превратили в расхожий штамп.
Таким образом, ваш близкий человек практически застрахован от любой секты, если у него есть счастье в реальной жизни, а не в мире иллюзий, и если он вполне может получить любовь и уважение в том окружении, в котором живет.